Тобольск - один из основных российских центров резьбы по кости.
Первые косторезные мастерские появились в Тобольске
в начале XVIII века: в 1721 году сюда были сосланы шведские офицеры, взятые
в плен во время северной войны. Они занимались в Сибири разными ремеслами,
в том числе токарной резьбой по кости - точеные табакерки пользовались
спросом в высших кругах сибирской столицы.
В 1860-е годы ссыльные поляки занялись изготовлением
брошей, табакерок, заколок, пресс-папье, а также распятий и образов Мадонны.
К концу 1860-х годов в городе работала группа местных косторезов, а в
1874 году открылась "Сибирская мастерская изделий из мамонтовой кости
С. И. Овешковой". Вслед за нею открывались и другие мастерские, самая
крупная из них - "Образцовая Сибирская мастерская Ю.И. Мельгуновой"
(учреждена в 1893 году). Изделия поступали в Санкт-Петербург, Москву,
Казань, Киев, Нижний Новгород. К середине 1870-х годов тобольская резьба
по кости практически становиться промыслом со всеми присущими ему особенностями
организации производства и сбыта.
Основной линией развития тобольского промысла стала
миниатюрная объемная скульптура. Она находила спрос в среде городской
интеллигенции, деятельно участвовавшей в создании Тобольского губернского
музея с его уникальной этнографической коллекцией. В 1897 году при музее
была создана комиссия но изучению кустарных промыслов губернии. В их возрождении
видную роль сыграл тобольский художник М. С. Знаменский (1833-1892), научившийся
резать кость у ссыльных поляков и потом дававший уроки косторезам-тоболякам.
Самым талантливым из них оказался П.Г. Терентьев. В тобольском косторезном
искусстве он заложил основы миниатюрной жанровой скульптуры, отмеченной
точностью социальных характеристик и бытовых реалий.
В конце 1920-х годов была поставлена задача восстановления
народных промыслов, в том числе и тобольской резьбы по кости. В городе
создается артель "Коопэкспорт", обеспечивавшая поставку изделий
за границу.
Определяющей композиционной схемой в 1950-1970-е
гг. остается принцип решения скульптуры как единого блока. Фигуры отличаются
обобщенной пластикой, выявляется фактура материала, поверхность которого
оставляют гладкой, тщательно отшлифованной. Северная тема объявляется
традиционной для тобольской резной кости.
В конце XX века в тобольской резьбе по кости происходит
перелом, выражающийся в поиске новых тем и сюжетов, нестандартных видов
изделий, равно как и новых форм организации производства в системе "художник
- рынок".
Продолжает успешно работать и "патриарх"
тобольской резьбы, заслуженный художник РФ Г. А. Хазов, уже более полувека
создающий прекрасные образцы резьбы пo кости.
В настоящее время косторезная фабрика выпускает
широкий диапазон художественных изделий: от дорогостоящих изделий из мамонтовой
кости до относительно дешевых из простой цевки и рога лося.
Источник: http://www.kmtur.ru/fabr.html
|